Институт семьи. Прошлое и настоящее

Мы привыкли на страничках этого ресурса представлять читателю контент развлекающий характера, однако сегодня мы отступаем от наших правил и публикуем увлекательную статью, которая поднимает проблему института семьи в нашем обществе.

Прогрессирующее число разводов, абортов, преступлений совершенных несовершеннолетними и демографический кризис являются лишь следствием процесса эволюции института семьи.

Для того чтобы понять разницу современных реалий и особенностей построения семьи прошлого, достаточно заглянуть на одно-два поколения назад, а для понимания глобального процесса видоизменения общества целесообразно начать исследование с периода, принятого называть в историографии ранним средневековьем.

Концепция семьи в средние века

На руинах римской цивилизации, когда человечество шагнуло в пропасть войн и междоусобных конфликтов, когда государств еще фактически не существовало и, как следствие, отсутствовала хоть какая-то централизованная власть способная насаждать законы и следить за их исполнением, единственное, что позволяло людям справляться со стихией, врагом и голодом была семья.

Во времена средневековья семья сопоставима с маленьким государством, в котором главой небольшого общественного объединения, скрепленного родственными узами, являлся отец, представляющий собой институт верховной власти. Исходя из того, что семья обычно включает в себя три живых поколения, в некотором смысле поколения предков и потомков, преемственность семейных ценностей, профессиональных навыков, традиций и устоев обеспечивается за счет тесного взаимодействия между всеми ее членами. Опыт накопленный предыдущим поколением передается последующему, что обеспечивает выживаемость семьи. Так, например, искусство какого-либо производства передавалось от отца к сыну и составляло особую ценность выживания потомков, не важно в какой области производства: изготовление сыра, вина или сочинения музыки. Исходя из этой простой концепции можно предположить, что династические семьи, вне зависимости от того к какому сословию они принадлежат, будут существовать столетиями и тысячелетиями. Отсутствие необходимости в предыдущем поколении, а именно возможность выживания потомков без опыта предков на локальном уровне, ставит под сомнение необходимость семьи как общественного института в настоящем и будущем.

Исходные данные современных реалий семьи

Развитие централизованного государства, а также медленная, но верная автоматизация производства, постепенно лишила семьи концептуальных связующих элементов. Социальные функции заботы о старшем и младшем поколениях, а также о больных и инвалидах, в достаточной для их выживания степени, взяло на себя государство, а профессиональные занятия, будь то ремесленничество или кузнечное дело, перешли к мануфактурам, заводам, а после – компаниям.

Исходя из изменения общественного устройства можно считать, что в XIX-XX веках семья, которая существовала на протяжении столетий претерпела концептуальные изменения. Как ранее было отмечено, необходимость будущего поколения в предыдущем не столь велико за счет отсутствия зависимостей в профессиональной и социальной сферах. Кроме того ввиду безопасности, которую обеспечивают государственные органы правопорядка, утрачена нужда в многочисленной и сильной семье, способной на физическом уровне противостоять угрозам.

В результате перестроения общества, которое непосредственно отразилось на организационном устройстве семьи, как его составной части, она превратилась из самостоятельного объекта производства в субъект потребления. Конечно, замысловатые определения не способны передать суть произошедшего, однако на сегодняшний день семья, как правило, состоящая всего из двух поколений, является лишь необходимым элементом встроенным в общественную организацию государственного образования, основанном на культе потребления товаров и услуг.

Видоизмененный и практически сведенный к минимуму, отраженный в литературе конфликт отцов и детей все больше и больше приобретает надуманные причины, поскольку первых не интересуют идеалы последних, а последние не стремятся оспаривать идеалы своих предков, априори считая их надуманными. Понимая происходящие процессы государство, система которого все таки зависит от института семьи, проводит политические преобразования для сохранения и восстановления семейных ценностей, обеспечивающих общественную и нравственную предопределенность существующим моделям управления. К глобальным процессам управления подключается и религиозные организации, призванные поддерживать установленный миропорядок.

Религия в сохранении института семьи

Церковь, в отличие от общества неспособная подстраиваться под новое поколение, вынуждена следовать традициям прошлого, что не означает отсутствие признаков эволюции этого института. Ослабление влияние религии на общественные отношения произошли с принятием принципов светского государства. Тем не менее страны, где в общественном сознании значительная роль отведена религии отличаются низкими показателями разводов, абортов и преступности. 

Заключительная часть

В настоящее время семья представляет собой связь людей построенную на родстве и скрепленную эмоциональной составляющей, что в принципе дает основания полагать наличие будущего у этого общественного института, который со временем может найти новые связующие социальные и экономические элементы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *