Советская мода: взгляд в прошлое

Все мы слышали о выдающихся достижениях Советского Союза в науке, искусстве, завоевании космоса и даже об успехах военной промышленности в те времена. Но вот советская мода? Можно сделать поспешный вывод, что её не существовало. Однако, проведя глубокое библиографическое исследование, мы с уверенностью заявляем – мода в СССР имела место быть, и даже более того – западный мир знал о ней не понаслышке.

В 1959 году, в Москве, прошел первый показ французского Дома моды Dior. Но данное событие явилось скорее исключением из правил той эпохи. Потому что проводимая партией политика была направлена на то, чтобы Советский Союз демонстрировал западным странам свои достижения во всех областях, в том числе и в модной индустрии, но при этом информации о достижениях Запада не должно попадать в информационное пространство СССР. Конечно, модные изделия, которые готовились для показа за рубежом, диаметрально отличались от одежды, которую носили простые советские граждане. Политика государства строилась на том, что советский человек не должен ни в чем отличаться от сограждан, это же касалось и одежды. Поэтому в специальном экспериментальном цеху на Кузнецком Мосту в Москве шилась одежда исключительно для показа на зарубежных подиумах, а на всех остальных фабриках Советского Союза производилась безликая одежда для граждан своей страны. 

Успех советской моды был триумфальным: в конце 50-х годов состоялся модный показ на ярмарке в Лейпциге, в 1962 году – в Париже, годом позже – в Рио-де-Жанейро. И везде наши модели были приняты с нескрываемым восторгом, а в Париже им даже аплодировали стоя. 

Немного позже, во второй половине 60-х, ситуация в стране значительно изменилась в лучшую сторону. Например, в советском Журнале мод стали регулярно появляться статьи и фотографии с зарубежных выставок и показов мод, а также упоминаться названия иностранных изданий, посвященных моде. Даже советская мода тех лет изменилась: появились модели со свободным кроем, с множеством интересных деталей. И в целом, на смену стилю девушки-подростка, пришел стиль женщины 30-35 лет – интеллектуальной и спортивной. 

Начало 70-х было отмечено тем, что известный советский модельер Вячеслав Зайцев ввел в моду Х-силуэт. Модели с рукавами-кимоно, кружево, широкие пояса с пряжками приобрели огромную популярность. И, нельзя не отметить, что использование меха для отделки одежды, а не только для пошива верхней одежды, стало небольшой революцией в моде того времени. Сегодня мы можем смело сказать, что тенденции 70-х перекликаются с тенденциями моды этого года – все те же меха и кружева в отделке, акцент на талии, широкие плечи присутствуют в моделях нынешнего сезона.

Но, говоря о советской моде и дизайнерах того времени, было бы несправедливо умолчать о людях, которые демонстрировали модели – о манекенщицах. Именно они представляли модели одежды на подиумах, но всегда незаслуженно оставались в тени. Их имена не упоминались ни на модных показах, ни в советских журналах мод. Только западные модельеры и зарубежная публика знали их фамилии и восхищались ими. Это – Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Румия, Регина Збарская, которую Феллини назвал русской Софи Лорен. Не признанные в своей родной стране, некоторые из них были вынуждены эмигрировать за границу, где они смогли реализовать свой талант и получить заслуженное уважение за свой труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *