Встречают по одёжке

Русская народная пословица – «встречают по одежке…» была известна задолго до появления мудрёного понятия «дресс-код» и отражала особенность любого костюма — подчеркивать статус владельца. Особенно ярко эта черта проявилась в русском народном костюме, рассматривая различные региональные типы которого, с полной уверенностью можно было сказать какого ты «роду – племени».

На рубеже XIX – XX веков, когда стал проявляться интерес к изучению народной культуры, в обществе с удивлением было замечено, что художественные и стилистические особенности национального костюма очень многообразны. В это время начали проводиться первые исследования и предприниматься попытки собирания этнографических коллекций. В 1897 – 1900 г. ценная информация о крестьянстве была собрана корреспондентами «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева (1843 – 1903 г.) в губерниях центральной России. А в 1902 г. один из первых отечественных этнографов Н.М.Могилянский (1871 – 1933 г.) во время поездки по Орловской и Тульской губерниям сфотографировал и описал крестьянскую одежду, к тому времени с наибольшей полнотой сохранившую древние черты национального костюма.

В первом десятилетии XX в. с ростом национального самосознания и увеличением интереса к народной культуре появляется понятие «русский стиль», нашедшее свое отражение в произведениях искусства, архитектуре и в моде. Популярность традиционной мужской рубахи – косоворотки среди городского населения в то время говорила не только о приверженности к новому стилю одежды, но и отражала определенное мировоззрение. 

Следующий шаг в направлении возврата к национальным традициям был предпринят в последней четверти XX в. и был связан с серьезными исследованиями в этнологии, возрождением предприятий народных художественных промыслов, появлением фольклорных коллективов. В это время этнический стиль становится заметным явлением в мире моды, однако в обыденном сознании он осмыслялся как нечто экстравагантное, пригодное только для показов на подиумах.

В последнее десятилетие пришло понимание, что национальный костюм дает безграничную возможность для творчества своим разнообразием приемов украшения текстиля, сочетанием многообразия вышивки, кружева, аппликации. Выразительность образа усиливается так же применением в одном комплекте различных тканей: шерстяных, льняных, хлопчатобумажных, а в праздничных предметах нередко бархатных и шелковых. Все это — в рамках строгой регламентации способов ношения одежды, традиционно делившейся на праздничную, будничную и рабочую. Особо выделялся обрядовый костюм — свадебный или костюм для жатвы, где в каждом случае орнамент имел характерную символику. Существенными были различия между костюмом замужней женщины и девушки, которой не полагалось носить юбку – «понёву». Её основной одеждой был сарафан с рубашкой и головная повязка, оставлявшая на виду косу. Именно головной убор давал исчерпывающую информацию о социальном статусе владельца. Замужняя женщина не имела права ходить без головного убора даже в домашней обстановке, что считалось большим грехом. В каждом регионе России женский крестьянский костюм имел свои особенности в декоре, способах ношения. По этим признакам без труда можно было определить местожительство человека, а своеобразные «уточняющие» сведения могла дать даже ширина клетчатого тканого орнамента на юбке – «поневе». Оказывается, она могла быть неодинаковой в различных селениях даже одного региона.

Именно декор национального костюма более всего привлек внимание стилистов нашего времени, на этой основе стали создаваться оригинальные коллекции современной одежды. Первые шаги в этом направлении были сделаны немногочисленными в нашей стране предприятиями народных художественных промыслов, возрождавшими региональные традиции русской народной вышивки. Знаменитая «цветная перевить» органично вписалась в покрой и цветовую гамму своеобразных женских платьев Тарусской фабрики вышивки, выполненных из натуральной белорусской льняной ткани. На всероссийских неделях моды неоднократно получали призы коллекции Кировской фабрики, украшенные вятской вышивкой и кружевом. Небольшие серии стильной одежды выпускает фабрика «Смоленская вышивка». Эти оригинальные изделия можно увидеть на ежегодно проходящей в Москве в «Экспоцентре» Всероссийской выставке народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка». Они предназначены не только для выставочного показа, но и могут порадовать глаз и душу любой модницы. Что еще раз подчеркивает уникальную возможность использования этнических мотивов в современной одежде и говорит о неисчерпаемости этого источника вдохновения для модельера. «Диалог через столетия» должен быть продолжен!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *